Маркетинговое исследование
03/10/2022
Маркетинговое исследование — это сбор и анализ данных о ситуации на рынке. В ходе исследования собирают разную информацию: о ценах на аналогичную продукцию у других производителей или продавцов, о конкурентах, о целевой аудитории.
Грамотно проведенное маркетинговое исследование помогает правильно выстроить бизнес-стратегию и получить максимальную отдачу от проекта.
Сбором и анализом данных занимается компания, заинтересованная в результатах, либо специальное агентство.
Скрин с сайта маркетингового агентства
Маркетинговые агентства готовы провести исследование любой сложности
Зачем нужны маркетинговые исследования
Маркетинговое исследование способно объяснить, почему происходит та или иная ситуация на рынке.
Выручка ресторана японской кухни «Сакура» за первые 3 месяца 2022 года упала на 18%. Проведенное маркетинговое исследование показало: часть клиентов перешла в другое кафе, которое открылось рядом. Цены в новом заведении оказались такими же, а вот скорость обслуживания посетителей была на порядок выше. Если в «Сакуре» гость ждал заказ примерно 20-25 минут, то в новом кафе время ожидания составляло 10-15 минут. Учитывая, что в ресторане обедали преимущественно работники офисов из бизнес-центра, расположенного неподалеку, то разница в 10 минут стала для клиентов решающей при выборе заведения.
Маркетинговые исследования необходимы, чтобы:
- оценить отношение целевой аудитории к компании или бренду;
- узнать потребности постоянных и потенциальных клиентов;
- изучить сильные и слабые стороны конкурентов, перенять их опыт;
- оценить перспективы спроса на услугу или товар;
- выявить самые популярные продукты на рынке в определенном сегменте;
- показать собственную экспертность (например, если исследование в сфере email-маркетинга проводит сервис рассылок);
- скорректировать стратегию бизнеса в зависимости от тенденций рынка.
Ни одно маркетинговое исследование не гарантирует 100%-ного результата. Однако сбор и анализ данных помогают снизить риски и избежать ошибок в планировании.
Виды маркетинговых исследований
Различают следующие виды маркетинговых исследований:
Кабинетные (когда изучают готовые отчеты, статистику, базы данных).
Полевые (когда информацию собирают самостоятельно).
К кабинетным исследованиям обращаются в тех случаях, когда необходимо за короткий срок и без серьезных финансовых вложений собрать информацию о рынке.
В ходе исследования эксперты изучают внутренние и внешние данные. К первым относят аналитику по продажам, информацию о клиентах компании. Ко вторым — материалы из СМИ, статистику госорганов, прайсы конкурентов, отчеты частных и некоммерческих исследовательских структур.
Готовые маркетинговые исследования купить можно на нашем сайте. На сайте Росстата в открытом доступе можно найти отчеты по разным сферам предпринимательства. Данные регулярно обновляются
Полевые исследования более информативны: они показывают реальную картину происходящего.
Эту категорию в свою очередь тоже делят на несколько групп исследований:
- Количественные (поквартирные, уличные, телефонные и онлайн-опросы).
- Качественные (фокус-группа, глубинное интервью, наблюдение, эксперимент).
- Комбинированные (кабинетный и внекабинетный сбор данных).
- Количественные маркетинговые исследования
Отвечают на вопросы «кто?» и «сколько?». С помощью опросов можно определить емкость рынка, получить представление о конкуренции в данной сфере, оценить уровень лояльности клиентов к бренду или продукту. Полученную информацию можно обрабатывать статистическими методами, а результаты распространять на всю целевую аудиторию.
Чаще всего (особенно если вы работаете в сфере B2C), опросить всех клиентов невозможно. Поэтому при проведении количественных исследований очень важно правильно определить выборку — часть потребителей, которая представляет собой срез всей целевой аудитории. Только тогда полученные данные можно будет экстраполировать (распространить) на всю совокупность. Определить размер выборки можно вручную по формуле или использовать онлайн-сервисы.
Для проведения опросов используют заранее подготовленный список вопросов — анкету. Ее качество значительно влияет на результаты исследования, поэтому важно уделить особое внимание логичности вопросов, понятности формулировок для респондентов. Каждый вопрос должен помогать достичь целей и задач исследования. Если непонятно, как вы будете использовать информацию из ответа, такой вопрос можно смело удалить. Перед запуском исследования анкету лучше протестировать на представителях целевой аудитории.
Опросы проводят на улице, по телефону, по месту жительства респондентов или в режиме онлайн.
Сеть продуктовых супермаркетов проводит телефонные опросы, чтобы понять, как покупатели оценивают качество оказываемых услуг. Респондентам задают вопрос и предлагают дать ответ в виде оценки по шкале от 1 до 10. Вот о чем может идти речь:
Достаточно ли магазинов сети в вашем районе?
Удобно ли расположен магазин?
Устраивает ли ассортимент?
Нравится ли отношение персонала?
Онлайн-опрос можно создать с помощью специального сервиса, а потом отправить по электронной почте или встроить в сайт. При этом не забудьте о бонусах для респондентов, чтобы пользователи были замотивированы пройти опрос.