Факторинг

Рубрика: Полезная информация

Опубликовано: 12 февраля 2022, 21:32

Просмотров: 1910

   О чем и для кого?
Путеводитель подготовлен для предпринимателей и руководителей малых и средних компаний, не знакомых с факторингом, но стремящихся расширить арсенал финансовых инструментов, применяемых в своем бизнесе для пополнения оборотных средств,
предотвращения кассовых разрывов и увеличения географии, рентабельности и динамики продаж.
   Цель путеводителя - рассказать о факторинге доступным языком, представить его особенности и внутренние принципы работы, помочь читателю самостоятельно пройти путь от осознания потребности в факторинге до ее удовлетворения наилучшим образом.
стоимость факторинга представлен с точки зрения компании, которая производит товары, выполняет работы и оказывает услуги своим клиентам – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
   Путеводитель объединяет и систематизирует сведения о факторинге из различных открытых источников и аналитических материалов, не содержит рекламы, профессиональных или инвестиционных прогнозов и советов, не отдает предпочтения одной из множества
концепций факторинга, существующих в российской и международной практике. Приведенные в путеводителе примеры расчетов и условий сотрудничества, а также нормы законодательства актуальны по состоянию на 1 ноября 2019 года и могут отличаться от фактических с течением времени и в зависимости от фактора, региона и отраслевой специфики сторон сделки.
Путеводитель не является основанием для принятия каких-либо финансовых и инвестиционных решений, не является офертой и публикуется исключительно в справочно-информационных целях. Некоторые термины и сокращения, используемые в путеводителе
Фактор – факторинговая компания, банк или микрокредитная компания, предоставляющие услуги факторинга на профессиональной основе
Клиент – покупатель, заказчик товаров, работ, услуг, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, именуемый фактором «дебитор»
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации
ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации
ФНС России – Федеральная налоговая
служба Российской Федерации
Росфинмониторинг – Федеральная
служба по финансовому мониторингу
ЭДО – электронный документооборот
УПД – универсальный передаточный документ
ЭЦП – электронная подпись в значении
Федерального закона от 06.04.2011 №
63-ФЗ «Об электронной подписи»
5
Что такое факторинг
Вы продали товар, оказали услугу, выполнили работу, у вас на руках договор с клиентом, документы о приемке, товарно-транспортная накладная и счет-фактура. Срок оплаты еще не наступил. Значит у вас есть право на получение выручки в будущем – денежные требования. Это – ваш актив. Вы можете уступить или продать эти денежные требования фактору, чтобы не ждать
срока оплаты, не напоминать клиенту о необходимости оплаты ваших счетов или защитить себя от неплатежа с его стороны. Вы
сможете это сделать с помощью факторинга. Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий покупателю – покупать товар
или услугу с отсрочкой платежа, а продавцу – получать от фактора комплекс услуг, в который входят авансирование выручки, защита от риска неплатежа, сбор платежей в договорные сроки или после их окончания, учет дебиторской задолженности. Вы можете выбрать две и более услуги, которые вам необходимы. Договор факторинга заключается между двумя сторонами: поставщиком и
фактором. В роле поставщика можут выступать исполнитель, подрядчик, индивидуальный предприниматель. Фактором может быть банк, факторинговая или микрокредитная компания. Разницы нет. Факторинг возможен там, где есть отсрочка платежа. Если ее нет, с помощью факторинга ваш клиент может ее получить. Или увеличить, если это возможно. Факторинг – это финансовый рычаг для ускорения оборачиваемости денежных средств компании: чем короче цикл оборачиваемости выручки, тем больше возможностей для
ее роста.  Факторинг – это не только обмен будущей выручки на деньги сразу. Произвести и продать товар или услугу иногда проще, чем получить выручку с клиента – для этого нужны отдельные навыки и усилия. Специалисты с такими навыками собраны в факторинговых компаниях и банках, чтобы ваши клиенты оплачивали счета вовремя.
   Факторинг – это не только деньги, но и защита на случай, если ваш клиент (даже самый крупный, долгосрочный и надежный) –
вдруг перестает оплачивать ваши счета. С помощью факторинга риск неплатежа перейдет с вас на фактора – вместе с правом
денежного требования по модели факторинга без права регресса.  Факторинг – это не только деньги и защита от риска неплатежа, но и порядок в делах. Кто, за что и сколько вам должен – важные вопросы. Чем больше бизнес, тем меньше
шансов удержать учет всех накладных, УПД и счетов-фактур в школьной тетради, заметках смартфона или в таблице Excel. Каждый
фактор обладает учетной системой, которой вы сможете пользоваться в любое время или получать из нее отчеты по запросу. Интеграция с бухгалтерским программным
обеспечением и личным кабинетом в банкклиенте – доступна у большинства факторов.
На заметку:
А еще есть статистика платежной дисциплины по клиентам, переданным на факторинг. Она помогает не отгружать товар с отсрочкой тем, кто задерживает платежи, и увеличивать поставки тем, кто платит аккуратно.
Но не всё, что называют факторингом – на самом деле факторинг. Не факторинг:
- Рассрочка оплаты крупных покупок, например, автомобилей, недвижимости для физических лиц – денежные требования не могут
быть связаны с товарами, приобретаемыми
для личного использования.
- Выкуп просроченной задолженности (неоплаченных вовремя счетов) – для долга юридических лиц применяются модели цессии либо агентирования, долг физических лиц может быть взыскан специализированными коллекторскими фирмами с применением норм от Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых
организациях»».
- Услуги, оказываемые фактором вашим клиентам (покупателям, заказчикам) – договор факторинга всегда заключается с поставщиком товаров, исполнителем работ или услуг. В названии таких услуг всё чаще используют слово «факторинг», но для его реализации
понадобится заключение двух договоров или трехстороннего соглашения, в котором описана уступка денежного требования по
схеме факторинга. Немного истории Факторинг, каким мы его знаем, рождался благодаря росту международной торговли:
сначала колониальной, затем – трансатлантической.
    В 14-16 веках Португалия, Голландия и Англия создавали торговые форпосты на территории своих колоний – «фактории», единое окно для обмена товарами с метрополией. Так сложился институт торговых посредников – «факторов», обеспечивающих
полный цикл экспортно-импортных операций – от выкупа товара у поставщиков, сборки, оформления и страхования груза, до
получения денег за товар с импортера.
   К середине 20 века фактории эволюционировали в торговые представительства, а факторы разделились по специализации на торговых агентов, логистов, таможенных брокеров, бухгалтеров и финансистов. Последние
две специальности объединились в одну – так появился современный факторинг.
Помогла и война: промышленность и финансовая система Европы были разрушены, товары и деньги на их покупку были сосредоточены в США. В послевоенный период американское правительство кредитовало европейские государства, но живые деньги
не покидали порт, в отличие от товаров, а выплачивались сразу американским поставщикам. Из госзакупок схема факторинга перекочевала во внешнеторговые операции коммерческих фирм, а затем – в торговые отношения внутри стран.